Сущность идеологии, ее соотношение с политикой.

10-08-2018

Другое мнение сформировал Ницше - идеология - это культурное образование (система ценностей), которая производится аристократическими и плебейскими кастами. Идеология не является производной от экономических отношений, а первична по отношению к ним.

Существенный вклад в разработку теории идеологии, внес немецкий философ и социолог Ю.Мангейн (1893 - 1947). В своей работе "Идеология и утопия" он дал относительно полный анализ феномена идеологии. Он заимствовал у Маркса положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия, Мангейм считал, что общественное бытие не сводится только к экономическим отношениям в сфере материального производства. Важными составляющими появляются и другие факторы, также религиозные, которые определяют "социальное бытие" в средние века.

Идеология, по Мангейма не предусматривает сознательного обмана. Ее назначение - это аналогия существующего строя, защита статус-кво, хотя в отдельных условиях не исключаются и идеологические диверсии и осознавая политика - К.Мангейм уделял много внимания функциональным характеристикам идеологии, а особенно ее способностям соединять людей, аккумулировать их политическую энергию. Во второй половине 20 в. продолжалась разработка теории идеологии. К середине 20 в. в связи с существенными изменениями в социальной структуре западных государств возникла концепция "идеологизации", сторонники которой Белл, Е.ИПилс, Р.Арон, С.Липсет и др.., противопоставляя науку и идеологию, попытались доказать, что только наука может иметь объективно истинные знания, в то время как идеология выражает субъективные социально-классовые интересы. Исходя из этого "деидеологизаторы" выступили с требованиями вообще отказаться от идеологии, ибо современное индустриальное общество способно решать свои проблемы "за рамками идеологических догм" (С-Липсет). Но в 70х гг как реакция на развернутые в мире различные демократические и освободительные движения, возникла концепция "реидеологизации", которая возвеличила роль и значение идеологии в общественном развитии. Новые подходы к идеологии разрабатывали Ю Хабермас, Л Альтусер и другие ученые. Так, немецкий политолог У.Матц конце 80х гг предложил свою трактовку идеологии, согласно которой идеологиями являются такие системы ценностей, которые выходят на авансцену во время серьезных общественных кризисов. Они выступают в качестве общественного мировоззрения, которое имеет силу веры, обладают особенно большим ориентационной потенциалом и потому способны обуздать связанные с кризисом процесса социальной анемии.

Политическое убеждение в своем содержании отличается от религиозных убеждений, но также, как и религиозные, они сформированы на вере. Каждая идеология предлагает свою систему ценностей и смыслов, которые позволяют людям ориентироваться в окружающей их действительности. Все политические идеологии представляют будущее, как качественно лучшее состояние человечества. Если религия предлагает рай на небе, то идеология рай на земле, но и в первом и втором случаях это ожидание переносится на будущее.

Вместе с тем, У.Матц считает, что идеологи, которые имеют значительную роль в современном цивилизованном обществе не является необходимым его элементом, и в будущем открытое общество должно окончательно освободиться от "этих суррогатов истинной гражданской веры".

Если суммировать рациональные оценки и подходы толкование идеологии, которые сложились на протяжении 19 - 20 вв., То можно дать ему такое понятие:


Смотрите также:
 Технологии реализации функций политической системы
 Национальные отношения. Национальная политика.
 Понятие и главные теории политической элиты.
 Взаимодествие идеологии и политики
 Виды политического участия и поведения

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Новое в политологии:

  • Способы толкования норм прав

    Толкование - это совокупность приемов анализа содержания нормативно-правовых актов. В юридической науке и практике используются различные способы толкования норм права.

  • Виды и закономерности социального регулирования

    Общество - это разновидность сложных, дифференцированных, динамических социальных систем, характеризующихся целостностью, устойчивостью, способностью к саморазвитию и наличием особых социальных ценностей и норм, которые обеспечивают его функционирование.

  • Право, как основа для публично-правового союза народа

    Изучение феномена права, его природы, сущностных признаков, установления научной идентичности не является достаточным для четкого и полного осознания его роли в функционировании государства, меры обусловленности государства правом.

  • Быстрая связь:


    dagmic.ru 2017 Политология - наука о политике