Право, как основа для публично-правового союза народа

21-09-2018

Наиболее всесторонне теорию народного суверенитета обосновал выдающийся французский просветитель Ж.-Ж. Руссо. Понимая человека как гражданина, является основополагающей моральной категорией, он утверждает, что община - главный моральный фактор, который формирует гражданина. Общие наследия (язык, общий интерес и благосостояние) является причиной создания государства. «Если государство, или Гражданская община, - пишет Руссо, - это не что иное, как условная лицо, жизнь которой заключается в союзе ее членов, то важнейшей ее заботой является забота о самосохранении ... Подобно тому как природа наделяет каждого человека неограниченной властью над всеми частями ее тела, общественный договор дает политическому организму неограниченную власть над всеми его членами, и вот эта власть, которая направляется общей волей, носит имя суверенитета. В чем же природа этого акта и где границы верховной власти? На этот вопрос Руссо отвечает так: «Это не соглашение высшего с низшим, но соглашение Целого с каждым из его членов; соглашение законна, поскольку она имеет своей основой Общественный договор; справедлива, поскольку она общая для всех; полезна, поскольку она не может иметь иной цели, кроме общего блага, и прочная, поскольку поручителем за нее выступает вся сила общества и высшая власть. До тех пор, пока подданные подчиняются таким сделкам, они не подчиняются никому, кроме своей собственной воле, и спрашивать, каковы пределы прав собственно суверена и граждан, это значит спрашивать, до каких пределов простираются обязательства, эти последние могут принимать применительно к самих себя - каждый по всем и все по каждому из них. Из этого следует, что верховная власть, которой неограниченной, свьященною, неприкосновенной она ни была, не переступает и не может переступить границ общих соглашений, и каждый человек может полностью распоряжаться тем, что ему эти соглашения предоставили из его имущества и ее свободы; так что суверен никак не вправе наложить на одного из подданных больше обязанность, чем на другого. Поскольку тогда спор между ними приобретает частный характер, и поэтому власть суверена больше не компетентна ». Идеалы всеобщей справедливости, вытекающая из ума, и потребность взаимности этой справедливости приводит Ж.-Ж. Руссо к выводу о необходимости законов, должны иметь общий для всех характер, поскольку общая воля не может высказываться по поводу частного предмета.

Законы есть только условиями гражданской ассоциации, поэтому народ должен быть их творцом. Однако, уверяет Ж.-Ж. Руссо, для преобразования народной воли в акты нужен законодатель (Руссо не верит в возможность народного представительства - А. 3.). И если законодательная власть принадлежит народу и только ему, то исполнительная - только благодаря суверену.

Идеи французского Просвещения развиваются учеными других стран. Особый резонанс они получают в народной среде.

В период французских революций XVIII в. и гражданской войны в США формируется доктрина конституционализма, основными ценностями которой становятся признание суверенной власти народа (нации), идея народного представительства, признание и обеспечение естественных и неотчуждаемых прав личности, право на сопротивление угнетению, провозглашается принцип разделения властей.


Смотрите также:
 Право, как основа для публично-правового союза народа
 Идея системы права
 Официальное и неофициальное толкование норм права
 Сущность права
 Характеристика коллизионных норм

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Новое в политологии:

  • Способы толкования норм прав

    Толкование - это совокупность приемов анализа содержания нормативно-правовых актов. В юридической науке и практике используются различные способы толкования норм права.

  • Виды и закономерности социального регулирования

    Общество - это разновидность сложных, дифференцированных, динамических социальных систем, характеризующихся целостностью, устойчивостью, способностью к саморазвитию и наличием особых социальных ценностей и норм, которые обеспечивают его функционирование.

  • Право, как основа для публично-правового союза народа

    Изучение феномена права, его природы, сущностных признаков, установления научной идентичности не является достаточным для четкого и полного осознания его роли в функционировании государства, меры обусловленности государства правом.

  • Быстрая связь:


    dagmic.ru 2017 Политология - наука о политике