Понимание права, как основа для формирования его основных течений

11-11-2018

Основой права признается автономная воля, а естественное право, принадлежит человеку в силу его человечности - как свобода (т.е. способность хотеть и действовать р умом), соединенная с этим общим законом со свободой других людей. А поскольку правом предусматривается внешнее пользования свободой (внутреннее пользование свободой остается за моралью), то гарантированность такого пользования Кант видит в государственном принуждении. Государство становится внешней силой относительно права, санкционируя в позитивном праве нормы чистого разума (кроме естественного и позитивного права Кант различает еще и правовую категорию справедливости, как социального притязания, не обеспеченного государственным принуждением.). Естественное право выступает нравственной основой положительного права и его конечной целью (идеальной моделью). Попытка Канта совместить естественное право с положительным оказалась неудачной. Признана ним невозможность любого сопротивления государству и государственной власти привела к практическому верховенства позитивного права и полного бессилия естественного права.

Начиная с Канта, на естественное право смотрят не как на непосредственный регулятор поведения человека, а как на эталон, высшую нравственную цель, идеал, критерий, которым нужно стремиться. В то же время, несмотря на недостатки естественно-правовой доктрины, она во все времена была движущей силой преобразований и революций. Всякий раз, когда отживали исторические формы права, посредством естественного права обосновывался новый общественный порядок. Под лозунгами естественного права и с его идеями происходили североамериканские освободительные войны, французские революции, уничтожалось рабство и зруйновувався крепостной строй.

И, в то время, им пользовались и в реакционных целях, для защиты абсолютизма, внедрение насильственным путем казарменного социализма и коммунизма. В силу неверно понятой сущности человека и потребностей человечества разрушались цивилизации и устанавливалась жестокая тирания, плюндрувались достижения человеческого разума и рук.

Параллельно с естественно-правовыми идеями, почти древних (вспомним софистов с их практикой абсолютной справедливости и относительности истины и лжи) существует и набирает силу исторический взгляд на право, расцвет которого приходится на XIX в. Именно ему принадлежит «заслуга» вытеснения из науки на долгий период идеи абсолютного естественного права, что, стоит отметить, произошло не сразу.

Философской основой исторического учения о праве является учение Гердера, Шеллинга, Гегеля о прогрессивный процесс исторического развития. Именно народное сознание, народное убеждение является источником права. Они определяют смысл и обязательность права, воля же законодателя не имеет никакого значения, поскольку не влияет на формирование права.


Смотрите также:
 Предмет, понятие и особенности правового регулирования
 Виды и закономерности социального регулирования
 Нормативно-правовые акты, их понятие и виды
 Сущностные признаки права
 Об сущности права

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Новое в политологии:

  • Способы толкования норм прав

    Толкование - это совокупность приемов анализа содержания нормативно-правовых актов. В юридической науке и практике используются различные способы толкования норм права.

  • Виды и закономерности социального регулирования

    Общество - это разновидность сложных, дифференцированных, динамических социальных систем, характеризующихся целостностью, устойчивостью, способностью к саморазвитию и наличием особых социальных ценностей и норм, которые обеспечивают его функционирование.

  • Право, как основа для публично-правового союза народа

    Изучение феномена права, его природы, сущностных признаков, установления научной идентичности не является достаточным для четкого и полного осознания его роли в функционировании государства, меры обусловленности государства правом.

  • Быстрая связь:


    dagmic.ru 2017 Политология - наука о политике