Понимание права, как основа для формирования его основных течений

27-08-2018

Природа и свойства человека (в Г.Гроция - стремление к общности, Гоббса - страх и эгоизм, Спинозы - природная сила и самосохранения, Томазия - поезд к благосостоянию, Локка - естественная свобода индивида, Лейбница - любовь, Руссо - моральная и политическая равенство и свобода) определяют абсолютные принципы и государственный строй. Нормы, наработанные на основе этих свойств, имеющих общеобязательный характер, им нужно следовать в повседневной жизни, они - ориентир и императив для государства.

Естественно-правовое учение этого периода носит индивидуалистический, атомистический и механистический характер. Таким же образом представлялась и государство, как механическое соединение индивидов, а индивид и его ум, природные свойства и права возлагались в основу государства.

Идея естественного права с новой силой возрождается в XVII в. (Именно на это время приходится разработка собственно доктрины естественного права). Это возрождение нужно рассматривать в контексте взаимосвязи геополитических, социально-экономических сдвигов и эволюции нормативно-правовых регуляторов в Европе после падения Римской империи, затем - распада Франкского государства и образование на ее территории ряда независимых государств.

Совершенное римское право было воспринято сначала не как «практическое», действующее право (после падения Римской империи на территории Европы достаточно длительное время использовалось «варварское право», в частности, Салическая правда в Германии, кутюмы во Франции и т.д.), а через университетское образование как идеальная модель права должного. Как отмечает Р. Давид, такое право акцентировано не на деле, судебных процедурах, средствах выполнения, а на моделировании норм, соответствующих справедливости и морали.

Нормы «варварского права», по мнению университетских ученых, этим критериям морали и справедливости не отвечали, поэтому и не пользовались их уважением. Острая критика их недостатков, с одной стороны, и возможности, которые открывались с систематизацией и дальнейшим приспособлением норм римского права к потребностям практики, с другой - способствовали пониманию права, которое не совпадало с фактически существующими нормами, а было творением человеческого разума.

Таким правом, которое отвечало бы требованиям человеческого разума, было признано римское право. Именно поэтому оно было переделано, обновленное, систематизированное и в таком виде воспринято как «писаный разум»: в Италии и Германии, Франции и Испании, Португалии, швейцарских кантонах и в скандинавских странах и т.п.. Есть возрождение идеи естественного права в значительной мере зависело от способа создания «нового» позитивного права, сильного влияния на этот процесс университетов, как центров правовой.

Наивысшее воплощение идея рационализма нашла в учении Е.Канта. Общий правовой закон, по Канту, провозглашает: действий внешне так, чтобы внешнее проявление твоего произвола мог быть совмещен со свободой каждого, соответствующей общему закону. Соответственно и право выводится не из объективной природы вещей и отношений, а из законов разума, выраженных в воле.


Смотрите также:
 Способы преодоления и устранения правовых пробелов законодательства
 Идея системы права
 Виды и закономерности социального регулирования
 Принципы и функции правового воспитания
 Сущность права

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Новое в политологии:

  • Способы толкования норм прав

    Толкование - это совокупность приемов анализа содержания нормативно-правовых актов. В юридической науке и практике используются различные способы толкования норм права.

  • Виды и закономерности социального регулирования

    Общество - это разновидность сложных, дифференцированных, динамических социальных систем, характеризующихся целостностью, устойчивостью, способностью к саморазвитию и наличием особых социальных ценностей и норм, которые обеспечивают его функционирование.

  • Право, как основа для публично-правового союза народа

    Изучение феномена права, его природы, сущностных признаков, установления научной идентичности не является достаточным для четкого и полного осознания его роли в функционировании государства, меры обусловленности государства правом.

  • Быстрая связь:


    dagmic.ru 2017 Политология - наука о политике