Об сущности права

17-10-2018

Так, Л. Явич определяет право зависимости от форм проявления, как продукт духовной деятельности, как разновидность оценочного духовного освоения действительности, как момент урегулированности и порядка в общественных отношениях, как сферу социальной свободы, как совокупность юридических норм и т.д., применил многоэтажный путь познания права.

Заслуживает особого внимания понимание права В.Нерсесянцем, поскольку по сравнению с существующим в юридической литературе 80-90-х pp. представлениями, оно является наиболее оригинальным.

Во многих своих работах он обосновал два определения, которые являются, по мнению ученого, взаимодополняющими. Первое - определение права, как «объективно обусловленной, имеющая социально-классовый характер и выражает требование справедливости, общей меры (формы, нормы) свободы и равенства», а второе - определение закона (права в форме закона), «как официального (государственно-властного, выражающий государственную волю господствующего класса) формально-определенного и общеобязательно-нормативного выражения и установления права, наделенного законной силой ». В конечном итоге право определяется им как всеобщая, необходимая форма и равная мера (норма) свободы индивидов.

Определение права на основе равенства и свободы являются познавательно-рационалистическим, поскольку оно ориентирует на выяснение смысла права как такового явления, которое принадлежит рационально мыслящему индивидууму, который взаимодействует с такими же индивидуумами на началах равенства.

Такой либертальний подход важен не только с точки зрения определения его сущности, но и с точки зрения необходимости усиления гуманистического содержания права, преодоление карательного восприятия последнего, которое характерно для тоталитарных систем, переориентации его с запретов на разрешения и диспозитивные нормы. Прежде, чем идеи равенства и свободы по многим классов были признанными и получили отражение в конституциях и законах, эти классы прошли длительный путь борьбы за свои права, равенство и свободу. Идеи равенства и свободы были на знаменах почти всех революций.

Но свобода и равенство отражаются в таком понимании права лишь абстрактно, как абстрактная идея. Вне этих пределов и свобода, и равенство приобретают различий в зависимости от настоящих, реальных условий осуществления самой свободы и равенства. Более того, использование абстрактной свободы в определении права обязывает к объяснению необходимости правовой дифференциации между отдельными субъектами права, поиска оптимальных критериев для установления правовых особенностей правового регулирования тех или иных отношений.


Смотрите также:
 Сущность права
 Классификация норм права
 Способы преодоления и устранения правовых пробелов законодательства
 Средства, способы и типы правового регулирования
 Устройство нормы права

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Новое в политологии:

  • Способы толкования норм прав

    Толкование - это совокупность приемов анализа содержания нормативно-правовых актов. В юридической науке и практике используются различные способы толкования норм права.

  • Виды и закономерности социального регулирования

    Общество - это разновидность сложных, дифференцированных, динамических социальных систем, характеризующихся целостностью, устойчивостью, способностью к саморазвитию и наличием особых социальных ценностей и норм, которые обеспечивают его функционирование.

  • Право, как основа для публично-правового союза народа

    Изучение феномена права, его природы, сущностных признаков, установления научной идентичности не является достаточным для четкого и полного осознания его роли в функционировании государства, меры обусловленности государства правом.

  • Быстрая связь:


    dagmic.ru 2017 Политология - наука о политике