Форма государственно-территориального устройства и ее разновидности |
24-01-2021 |
Форма государственно-территориального устройства показывает;
• из каких частей состоит внутренняя структура государства;
• какое положение этих частей и каковы взаимосвязи их органов;
• как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
• в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории страны.
По форме государственно-территориального устройства, т.е. способом распределения территории на части и порядком соотношение власти между ними и государством в целом, выделяют государства простые (унитарные) и сложные.
Унитарное государство - это простая единое государство, составляющими которой являются административно-территориальные единицы, которые не обладают суверенными правами (Украина, Болгария, Польша, Франция, Италия, Швеция и др.)..
Унитарное государство характеризуется следующими основными признаками:
• в состав не входят государственные образования, наделенные признаками суверенитета, административно-территориальные единицы (область, район и др.). Не могут иметь какой нибудь политической самостоятельности;
• единая конституция и единая система законодательства;
• единая система высших органов государственной власти - глава государства, правительство, парламент, юрисдикция которых распространяется на территорию всей страны;
• единое гражданство и единая государственная символика;
• единая судебная система;
• в международные отношения вступает только государство. Некоторые унитарные государства имеют автономные образования
(Грузия, Испания, Италия, Украина и др.).. Такие государства называют децентрализованными унитарными государствами с элементами федерализма. В них местные органы избираются населением автономии и имеют право самостоятельно решать большинство вопросов местной жизни. Автономии имеют внутреннее самоуправление, как правило, в сфере административной деятельности, они обладают определенной самостоятельностью И в сфере законодательства (в порядке делегированных полномочий со стороны центрального законодательного органа).
Сложными государствами считают федерацию, конфедерацию, империю и содружество.
Федерация - это сложная союзное государство, составляющими которой являются государственные образования, обладающих суверенными правами (США, Россия, Канада и др.)..
Основные признаки федерации:
• единая территория состоит из территорий - субъектов федерации, имеющих собственный административно-территориальное деление;
• наличие конституции и системы законодательства в целом и у каждого из ее субъектов;
• наличие федерального двухпалатного парламента и парламентов субъектов федерации, федерального правительства и самостоятельных органов управления субъектов федерации;
• наличие гражданства как всей федерации, так и ее субъектов, в некоторых федерациях допускается двойное гражданство (ФРГ);
• возможность субъектов федерации иметь собственную правовую и судебную системы (США);
• наличие загальнофедерал ьнои налоговой и денежной системы;
• субъекты федерации не обладают суверенитетом и не являются субъектами международного права, однако в договорных международных отношениях могут выступать как федерация в целом, так и каждый ее субъект.
Классифицируются федерации по различным признакам:
1) по способу образования:
- Договорные;
- Конституционные (Индия);
- Договорно-конституционные (США, ФРГ, Россия и др.).;
2) по способу взаимоотношений федерации и ее субъектов:
- На основе союза (США);
- На основе автономии (Бельгия, Индия и др.).;
12 |
Толкование - это совокупность приемов анализа содержания нормативно-правовых актов. В юридической науке и практике используются различные способы толкования норм права.
Общество - это разновидность сложных, дифференцированных, динамических социальных систем, характеризующихся целостностью, устойчивостью, способностью к саморазвитию и наличием особых социальных ценностей и норм, которые обеспечивают его функционирование.
Изучение феномена права, его природы, сущностных признаков, установления научной идентичности не является достаточным для четкого и полного осознания его роли в функционировании государства, меры обусловленности государства правом.